На уступе извилистого ущелья притока реки Арпа, близ селения Амагу, среди причудливых масс отвесных
красных скал расположился монастырь Нораванк. Основанный на месте древней обители, он расширился во времена
правления князей Орбелянов. В XIII – XIV веках здесь была кафедра Сюникских епископов, монастырь был крупным
религиозным и культурным центром, тесно связанным с находившимся неподалёку Гладзором.
       Древнейший памятник Нораванка – дошедшая до нас в руинах церковь Сурб Карапет IX – X веков. На север от
неё, уже в XIII веке был воздвигнут главный храм монастыря, также посвящённый этому святому.
Крестово-купольная композиция храма с двухэтажными приделами в углах имеет строгое декоративное убранство.
К северной стороне главного храма зодчим Сиранесом в 1275 году была построена усыпальница рода Орбелянов,
называемая ещё Сурб Григор. Это скромное, в плане прямоугольное сооружение с полуциркульной алтарной апсидой,
украшенной по сторонам хачкарами и рельефными изображениями голубей.
       Два сооружения Нораванка построены талантливым зодчим, скульптором и миниатюристом Сюника – Момиком, первые
годы деятельности которого протекали в Гладзоре. Миниатюры Момика в Евангелиях царицы Керам, Степаноса
Орбеляна и других рукописях отличает чёткая композиция, разнообразие пространственных построений, мягкие
тона палитры, сочетание нежных гармоничных цветов. Восстановленный им притвор церкви Сурб Карапет и
церковь Сурб Аствацацин, построенная Момиком в Нораванке, подтверждает также его славу искусного зодчего
и скульптора.
       Притвор, разрушенный землетрясением 1321 года, по замыслу Момика получил новое покрытие в виде огромного
каменного шатра, имитирующего деревянное покрытие народного жилища. Глубокие ниши с хачкарами, лишённое
убранства приземистое шатровое покрытие придают слабо освещённому интерьеру суровый характер. Полукруглый
тимпан входной двери заполнен рельефом с изображением Богоматери с младенцем и обращённых к ней лицам двух
святых. Заметим, что в Сюникских храмах XII – XIV веков культ Богоматери был чрезвычайно распространён.
Её часто изображали на рельефах, ей посвящали многие церкви. Тимпан парного окна над дверью украшен
уникальным изображением Бога-отца, благословляющего распятие Христа, фигуры выполнены в технике высокого
рельефа.
       Расположенная несколько поодаль церковь Сурб Аствацацин, называемая ещё Бургелашен, по имени ктитора Бургела
Орбеляна, была завершена Момиком 1339 году, это его последняя работа. Возле церкви находится и его надгробный
хачкар, небольшой, скромный по убранству, датированный тем же годом.
       Брутелашен – высокохудожественный памятник, он имеет мемориальное назначение. Прямоугольный в плане
первый этаж служил усыпальницей ктитора, второй, крестообразный в плане – поминальным храмом.
Декоративное убранство, сдержанное внизу и более нарядное наверху, использует колонны, арочки и
медальоны. Особенно богато украшен западный фасад, важную роль в его оформлении выполняют ведущие во
второй этаж две консольные лестницы. Тимпан двери первого этажа заполнен рельефом Богоматери с младенцем
и Архангелов Михаила и Гавриила по сторонам её, в тимпане двери второго этажа – поясное изображение
Христа и фигуры апостолов Петра и Павла.
       На территории монастыря сохранились несколько хачкаров, среди них есть и хачкар 1308 года работы Момика.
Вся его поверхность покрыта ажурной мелкой резьбой, выделяются большой крест над щитообразной розеткой и
расположенные по сторонам восьмиконечные звёзды, изображен Христос в обрамлении растительного орнамента.
       Зодчий Момик был так любим в своём краю, что народ не мог принять его кончины. Родилась легенда,
якобы объясняющая причины смерти Момика, который влюбился в красавицу – дочь одного из князей Сюника,
и девушка полюбила его. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам свою дочь тебе в
жёны, если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый храм». Момик согласился
и начал работу. Через неполных три года он возвёл невиданной красоты храм, работы в нём оставалось совсем
немного. Узнав об этом, князь подослал к Момику своего слугу. Тот, выполняя княжеский приказ, прокрался в
храм и столкнул мастера с вершины купола. Последний обтёсанный Момиком камень стал его надгробным.